Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

Различия между предпринимателями с кардинально разным отношением к мерам поддержки малого бизнеса

qr-code
Какие бизнесы ожидают от государства той или иной помощи

В ходе девятой волны Лонгитюда Малого Бизнеса (ЛМБ) мы узнали, какие меры господдержки желательны для участников исследования. Это позволило, как и по данным других исследований ФОМа, разделить респондентов на четыре стандартные типологические группы. Посмотрим, как соотносятся размеры этих групп, а также какие бизнесы и какие предприниматели чаще встречаются в каждой. 

В ходе той же девятой волны ЛМБ участники опроса сначала выбрали из семи предложенных им мер государственной поддержки те, которые уже приносят или могут принести пользу их бизнесу, а затем из названных ими мер выбрали не более трех самых полезных. Полученные результаты представлены на графике 2, на котором для наглядности меры поддержки были нами распределены между тремя направлениями: 1) помощь по выходу на новые рынки, 2) образовательно-информационная помощь; 3) финансовая помощь. 

График 1.  Доли предпринимателей, считающих полезной и самой полезной каждую из семи мер поддержки

Bar chart with 2 data series.
данные в % от опрошенных
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Мы видим, что чаще всего предприниматели признавали и полезной, и наиболее полезной различную финансовую поддержку. При этом безусловным лидером является снижение налогового бремени: такую меру признали полезной 64% участников опроса, одной из трех самых полезных – 59%. 

Поскольку финансовая помощь вызывает интерес у большинства предпринимателей, она вряд ли может служить хорошим дифференцирующим признаком. Зато такими признаками служат два других направления: государственная помощь по выходу на новые рынки и образовательно-информационная помощь. Опираясь на эти признаки и основываясь на данных проведенного в III квартале 2021 года опроса «Малый бизнес и государство», было найдено правило разделения предпринимателей на четыре совершенно разные типологические группы (подробнее – в материале «Научи меня!» – «А меня не трогай!»). 

  1. Группа «Продвинь меня!» – те, для кого наиболее полезен хотя бы один из двух перечисленных в списке видов помощи по продвижению на новые рынки. 
  2. Группа «Научи меня!» – те из не входящих в первую группу предпринимателей, которым наиболее полезен хотя бы один из двух видов образовательно-информационной помощи. 
  3. Группа «Сократи налоги и бюрократию!» – те не входящие в первые две группы предприниматели, которым наиболее полезны две или все три меры финансовой помощи. 
  4. Группа «Не мешай!» – все остальные предприниматели. 

Как видно из графика 2, ни для кого из представителей второй, третьей и четвертой групп не играет решающей роли продвижение на новые рынки, ни для кого из представителей третьей и четвертой групп – еще и образовательно-информационная помощь. Для представителей третьей и четвертой групп не играет решающей роли никакая помощь, кроме, возможно, финансовой, причем представители третьей группы проявляют к ней высокий интерес, а представители четвертой – либо проявляют низкий интерес, либо не проявляют интереса. Судя по ответам на открытые вопросы, многие представители четвертой группы склонны просить скорее о невмешательстве государства в дела их бизнеса, нежели о помощи. 

График 2. Доли представителей разных типологических групп, отметивших каждую из перечисленных мер государственной поддержки в числе самых полезных

Bar chart with 4 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

График 2 иллюстрирует, что, как следует из правил разбиения на группы, мерами по продвижению на новые рынки действительно не интересуется никто, кроме представителей группы «Продвинь меня!», обучением и информационной поддержкой – никто, кроме представителей группы «Научи меня!». Представители группы «Сократи налоги и бюрократию!» предъявляет повышенный, а группы «Не мешай!» – наоборот, пониженный спрос на меры финансовой поддержки. 

Правила разбиения на типологические группы прошло научную апробацию, с 2021 года группы строились и анализировались по данным разных опросов предпринимателей. Приведем данные о динамике размеров групп в этих опросах. 

 

График 3. Размеры типологических групп по результатам разных исследований

Bar chart with 4 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Как видно из графика 3, по данным опроса «Малый бизнес и государство» (III квартал 2021 года) и очередного ежеквартального опроса в рамках проекта «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ), проведенного в III квартале 2023 года, за два года размеры типологических групп заметно поменялись: предприниматели теперь реже склонны ожидать помощи со стороны государства и чаще предпочитают опираться на собственные силы. Заметим, что эти опросы репрезентируют всех российских владельцев малого бизнеса, поскольку респонденты отбирались случайным образом из Панели Малого Бизнеса ФОМ, также сформированной в ходе репрезентативных опросов населения по случайным выборкам. 

В отличие от выборки этих двух опросов, выборка ЛМБ не претендует на высокую степень репрезентативности: она тоже формируется путем случайного отбора из Панели Малого Бизнеса, но лишь немногие соглашаются участвовать в ежеквартальных опросах в течение 10 лет. Поэтому неудивительно, что структура участников девятой волны ЛМБ заметно отличается от структуры прошедшего примерно в то же время репрезентативного опроса предпринимателей в рамках проекта ПРИМ: доля группы «Сократи налоги и бюрократию!» среди участников девятой волны ЛМБ были заметно выше (21% против 15%), а доля группы «Не мешай!» – заметно ниже, чем в ПРИМ (38% против 46%). 

Вернемся к девятой волне ЛМБ. Данные показывают, что предприниматели, ожидающие от государства совершенно разной поддержки, различаются и многими другими характеристиками. 

Начнем с гендерной структуры (график 4). В отличие от населения России в целом, где доля мужчин не достигает половины (46%), среди предпринимателей – участников ЛМБ их доля составляет почти три четверти (74%). На этом фоне группа «Научи меня!» – сравнительно более «женская» – здесь мужчин всего 64%, а группа «Сократи налоги и бюрократию!» – сравнительно более «мужская» – здесь мужчин 82%. 

 

График 4. Гендерные особенности типологических групп

Bar chart with 2 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Выраженные отличия присутствуют и в материальном положении (график 5): доли оценивших его как хорошее или очень хорошее в группах «Научи меня!» и «Продвинь меня!» сравнительно низки (17 и 19% соответственно), а в группах «Сократи налоги и бюрократию!» и «Не мешай!» – сравнительно высоки (по 27%).

  

График 5. Структура типологических групп по материальному положению

Bar chart with 4 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Как видно из графика 6, в плане места жительства группы «Научи меня!» и «Не мешай!» практически неразличимы: преобладающие доли в той и в другой (по 44%) живут в крупных городах и лишь малые части – в селах (14 и 18% соответственно). В группе «Сократи налоги и бюрократию!» доля сельских предпринимателей самая низкая (13%), а в группе «Продвинь меня на новые рынки!» – самая высокая (24%), почти такая же, как среди населения РФ в целом, а не среди предпринимателей (25%).

  

График 6. Структура типологических групп по типам места жительства

Bar chart with 3 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Что касается юридического оформления (график 7), то доля предприятий, оформленных с образованием юридического лица, последовательно увеличивается от группы «Научи меня!» (28%) до группы «Продвинь меня!» (45%). 

 

График 7. Структура типологических групп по юридическому оформлению

Bar chart with 2 data series.
данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 100.
End of interactive chart.

Такая организационная структура групп позволяет объяснить выраженные различия по распространенности среди их представителей некоторых сфер бизнеса. От группы «Научи меня!» до группы «Продвинь меня!» доли представителей розничной торговли и сферы услуг почти равномерно снижаются (с 28 до 14% и с 23 до 14% соответственно), а доли представителей промышленности – растут (с 6 до 16%). Ведь малые бизнесы, занятые розничной торговлей, – это традиционно ИП, а в сфере промышленности – ООО. 

 

График 8. Уровень представленности в типологических группах некоторых сфер бизнеса

Bar chart with 3 data series.
Данные в % от групп
The chart has 1 X axis displaying categories.
The chart has 1 Y axis displaying values. Range: 0 to 30.
End of interactive chart.

Подытожим особенности. 

Группа «Продвинь меня!» чаще всего обнаруживается в селе, но при этом чаще является юрлицом и имеет бизнес, связанный с промышленным производством (что может говорить о неоднородности этой группы). 

Группа «Научи меня!» самая «женская», а также в подавляющем большинстве занимающаяся розничной торговлей. 

Группы «Не мешай!» и «Сократи налоги и бюрократию!» наиболее богатые, при этом последняя является еще и самой «мужской». И если относительно высокого благосостояния группы «Не мешай!» можно было ожидать (учитывая ее малую заинтересованность в государственной помощи и склонность опираться на собственные силы), то столь же высокое благосостояние группы «Сократи налоги и бюрократию» стало для нас неожиданностью: ведь именно от представителей этой группы чаще всего звучат просьбы об оказании государственной финансовой помощи! 

Василий Белоцерковец, Ефим Галицкий
© 2025 ФОМ